Первый день VII Фестиваля. О мероприятиях для педагогов и гостей
29.04.2024Для взрослых в первый день Фестиваля была организована открытая площадка «Школьная служба медиации: ступени создания». Эта площадка была посвящена обсуждению важности внедрения медиации в школьную среду как эффективного инструмента разрешения конфликтов и улучшения атмосферы в образовательных учреждениях. Участникам представилась уникальная возможность узнать о практических аспектах создания и функционирования Школьных служб медиации, а также ознакомиться с успешными кейсами и опытом коллег из различных образовательных учреждений. Важной особенностью площадки стало то, что она была активна в течение всего дня, предоставляя возможность каждому интересующемуся задать вопросы медиаторам в любое время.
![]() |
![]() |
Параллельно мероприятиям для школьников и студентов проходили мероприятия для взрослых (педагогов, представителей комиссий по делам несовершеннолетних, гостей Фестиваля). Первым таким мероприятием стала секция «Роль медиации в формировании ответственности каждого участника образовательного процесса». Экспертами данной секции выступили Орловская Ирина Владимировна, Исполнительный директор общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», заместитель руководителя, медиатор, тренер УПУ «Центр «Медиация и право»; Симакова Елена Федоровна, заместитель начальника Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь и Астапенко Ирина Юрьевна, член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
![]() |
![]() |
Притча о мудром Шляпнике рассказывает историю об отце, который оставил в наследство своим шестерым сыновьям шесть разноцветных шляп: белую шляпу, красную, черную, желтую, зеленую, синюю. Каждый получил шляпу определенного цвета и отправился в странствие. Братья прошли долгий путь со встречами, разлуками и жизненными уроками.
И, когда они вновь собрались вместе, им захотелось примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать намеченной цели.
Именно эту цель ставили перед собой участники ролевой игры, «Шесть шляп мышления» разработанной Эдвардом де Боно британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления. Этот метод позволил педагогам школ республики, а их было более 50-ти человек (больше не смог вместить зал), во время игры, организованной в рамках VII Фестиваля, посмотреть на школьную медиацию с разных позиций.
С 2015 года Центр «Медиация и право» при поддержке Министерства образования Республики Беларусь, работает по созданию Школьных служб медиации в учреждениях образования. За это время наработан опыт создания служб в школах различных регионов страны, созданы программы подготовки кураторов Школьных служб медиации, программы подготовки Юных медиаторов, курсы по использованию медиативных техник в работе классного руководителя и многое другое.
И как результат этой работы мы видим то, что все участники ролевой игры единодушно говорили о пользе медиации в школе.
Польза для детей – практика мирного разрешения конфликтов, принятие ответственности за свои поступки, возможность услышать и принять потребности другого.
Польза для родителей – увидеть и услышать своих детей, обучаться у них новым форматам общения, делать жизнь своей семьи комфортной и счастливой.
Польза для учреждения образования – улучшение психологического климата в группе, профилактика правонарушений, уменьшение количества жалоб.
В то же время участники отметили, что для того чтобы сохранить ценность принципов медиации необходимо системное обучение и поддержка кураторов Школьных служб медиации, создание новых Школьных служб медиации и более эффективное использование имеющихся Ресурсных центров, внедрение алгоритмов взаимодействия всех организаций, включенных в воспитательный процесс.
Говорили о необходимости более широкого использования всех современных ресурсов для информирования о возможностях медиации, в том числе медиации равных среди различных слоев населения – детей, молодежи, взрослых.
Организаторы Фестиваля выражают огромную благодарность всем за неравнодушие и стремление нести идеи медиации в жизнь сообщества, делая его мирным и безопасным!
![]() |
![]() |
Центр «Медиация и право» активно развивает медиативные технологии в учреждениях образования через подписание соглашений о сотрудничестве. Так, в рамках Фестиваля состоялось торжественное подписание Соглашения о сотрудничестве с государственным учреждением образования «Средняя школа №36 имени Гуляма Якубова г. Минска». Подписание соглашения подчеркивает важность сотрудничества между образовательными учреждениями и Центром в стремлении создавать безопасную, уважительную и поддерживающую образовательную среду. Это сотрудничество открывает возможности для обмена опытом, проведения совместных мероприятий и проектов, которые будут способствовать развитию социально-коммуникативных компетенций среди учащихся, а также повышению квалификации педагогов в области медиации и психологии конфликта.
![]() |
![]() |
Заключительным мероприятием первого дня Фестиваля для педагогов стал мастер-класс «Медиативная технология «Круг сообщества» как технология работы с групповым конфликтом» на тему: «Роль собственного имени в установлении коммуникации».
![]() |
![]() |
Модераторы мероприятия, Елена Николаевна Бращук и Игорь Александрович Санковский, являющиеся опытными медиаторами Центра, представили участникам мастер-класса комплексный подход к решению групповых конфликтов с помощью медиативной технологии «Круг сообщества». Этот метод подчеркивает важность каждого участника процесса, акцентируя внимание на уникальности и значимости личного имени в процессе построения эффективного диалога.
Мероприятие подчеркнуло, что использование медиативных технологий в образовательной среде способствует созданию атмосферы взаимопонимания и уважения, обеспечивая более глубокую коммуникацию между всеми участниками образовательного процесса.
![]() |
![]() |
Таким образом, мастер-класс «Медиативная технология «Круг сообщества» как технология работы с групповым конфликтом» стал не только заключительным, но и одним из самых ярких и памятных событий первого дня Фестиваля для педагогов, оставив у участников множество положительных эмоций и новых знаний для применения в своей профессиональной деятельности.
Такой стала программа первого дня Фестиваля для педагогов и гостей. С отзывами об этом дне вы можете ознакомиться тут. Этот день стал ярким стартом и открыл новые горизонты в сфере мирного урегулирования споров. Искренние слова благодарности от педагогов свидетельствуют о значимости и влиянии Фестиваля на профессиональное сообщество, подчеркивая его роль в формировании благоприятного образовательного пространства.
БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ ФЕСТИВАЛЯ ЗДЕСЬ